Кружево *

Кружево
Кружево

Сумки, шляпки, веера, зонтики… Но это, скорее, из века 19-го. Ближе по времени к нам кружевные воротнички и манжеты советских девичьих школьных форм, для которых покупали в галантерее кружева фабричного изготовления, чаще всего синтетические. Только разве заменит нам покупное кружево, продаваемое погонными метрами, настоящее, сплетенное своими руками?! Изобретение книгопечатания и фотографии позволило сохранить схемы и секреты изготовления кружев, да и сейчас есть мастерицы, владеющие этим искусством. Поэтому вполне можно научиться плести кружево, если руки не ленивы, есть свободное время, а главное, есть желание и усердие.

Что же такое кружево? Поставим себя на место очень отдаленных потомков, которые, раскопав развалины наших городов, найдут компьютер, на жестком диске которого будет храниться слово «КРУЖЕВО» без описания и фотографий. И на место других потомков, у которых случайно сохранится кусочек этого неизвестного «КРУЖЕВА». Если первые будут еще помнить, что такое наш компьютер и как им пользоваться, то будут гадать, что же это такое — «кружево» — оно мягкое, тонкое, воздушное или каменное, деревянное, тяжелое? Его едят, о нем мечтают, его носят? Это необходимый предмет для каждого или совершенно не обязательно иметь его у себя? А вторые будут любоваться кружевом, не зная, что это, и не зная, что где-то их современники не спят, пытаясь разгадать загадку… 🙂

Посмотрим, что говорят нам о кружеве наши предшественники.

В толковом словаре Ожегова кружево — это «Узорное сетчатое плетение из нитей».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона находим: «Кружево. — К. называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху. К. обыкновенно окаймлены более или менее выдающимися зубчиками, отчего на Западе они получили названия «dentelle», «Spitze». Русское слово К. (стар. «круживо»), вероятно, происходит от слова «круг» — окружать, и служило встарину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды…» (здесь сохранена орфография и пунктуация источника, исключая ять и i) (т. 32, стр. 842 в оригинале, источник — runivers.ru, отсканированное издание словаря 1895(!) года, С.-Петербург, Типо-Литография И. А. Эфрона). Правда, довольно странно, что слово «кружево» служило для украшения одежды, но здесь не анализ энциклопедического словаря 🙂

Справка
Dentelle — фр. кружево, скорее всего от denteler (глагол) — зазубривать (отсюда — дантисты?).
Spitze — нем. кружево, скорее всего от spitzen (глагол) — заострять (или от spitz (прилагательное) — острый, высший). Вполне вероятно, что и название «спицы» происходит от этих же слов.

В Швеции кружево известно еще с 1335 г., в Англии оно упоминается в 1363 г. в изданном королем Эдуардом III законе, запрещавшем ввоз кружевных вуалей иностранного производства.

Конец XV века. В Италии появляются первые шитые иглой кружева. Более всего славится своими шитыми кружевами Венеция (венецианское кружево). Далее идут Рагуза, Милан и Генуя (в которых мастерам особенно хорошо удаются кружева, плетеные на коклюшках).

Начало XVII века. Во Франции — повальная мода на кружева. Ими украшают не только одежду, но и предметы обихода. Своего производства во Франции нет, кружева — безумно дорогие, привозные. Дело доходит до издания французским правительством «Правил против излишней роскоши в одежде». И только лишь после середины XVII столетия в г. Алансон была основана школа, где венецианские кружевницы обучали французских мастериц созданию гипюра. «Вскоре алансонские гипюры, которые получили название point de France, то есть французских кружев, вытеснили фламандские и итальянские изделия. Ношение кружев только отечественного производства было декретировано самим королем. Вместе с тем они отвечали и вкусам французского общества. Если в венецианском гипюре преобладал своего рода «пластический» характер крупного, упругого и гибкого растительного орнамента, то во французских кружевах сильнее выражен своеобразный «графический» принцип узора, более мелкого и изящного, усложненного разнообразием декоративных и изобразительных мотивов. Исполнение подобных изделий требовало виртуозного мастерства французских кружевниц.» (Каптерева Т. П., Быков В. Е. «Искусство Франции XVII века» — Москва: Искусство, 1969 г., artyx.ru)

По разновидностям кружева бывают плетеные на коклюшках, шитые иглой, вязаные крючком из мотивов (ирландское), фриволите (плетеное челноком узелковое кружево). И на спицах можно связать кружева — отчего бы и нет, это ведь, по сути, разновидность ажура, если не он сам собственной персоной. Здесь перечислены далеко не все виды кружев, только те, что сразу вспоминаются.

По месту, где был придуман тот или иной вид плетения либо узор, известны кружева: итальянское, французское, бельгийское, ирландское, русское… названы наиболее известные; несомненно, есть еще немало местностей, где выделывают кружево (какое слово — «выделывают», замечательное просто, старинное, но как хорошо подходит именно к изготовлению кружева, ведь, действительно, кружево не производят, не изготавливают, а именно «выделывают»! Мне кажется, это слово сродни слову «вырезывают», которое еще употреблялось в прошлом веке(?)).

В следующей статье расскажу о наиболее поразившем меня кружеве, ирландском.

Валентина Кучеренко


*Данная статья является лишь плодом любопытства и ни в коей мере не претендует на историческую достоверность.

Ответить

Ваш email-адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *